Князь Владимир (полное название «Князь Владимир часть I: Выбор») — российский полнометражный мультипликационный фильм 2006 года, снятый студией Солнечный Дом-ДМ при поддержке Первого Канала. Фильм рассказывает романтизированную историю прихода к власти князя Владимира Красное Солнышко и его столкновений с печенегами. «Князь Владимир» собрал в прокате более 150 млн руб. и стал одним из самых кассовых российских фильмов 2006 года.[1] Планируется продолжение фильма: «Князь Владимир часть II: Подвиг».
Большинство рецензентов положительно отзывалось о технической составляющей фильма, работе художников, но было критично к сценарию фильма.
Сюжет
Жрец Перуна, получивший за убийство учителя прозвание Кривжа, жаждет поссорить князей-братьев Ярополка Киевского и Владимира Новгородского. Для этого, он клевещет Владимиру на Ярополка, подделывает его письма якобы к печенегам с предложением сговора. На самом деле, с печенежским ханом Курей в сговоре сам Кривжа. Случайным свидетелем их переговоров становится мальчик Алекша. Стремясь избавиться от свидетеля, заговорщики продают его в рабство. Мальчик попадает в руки грека Анастасия и прибывает ко двору Византийского императора Василия. Византийцы обращают его в Христанскую веру, он же, в свою очередь, трогает сердце царевны Анны игрой на дудочке и рассказами о бравом князе Владимире. Греки возвращаются на Русь, собираясь устроить свадьбу Анны с Владимиром. Но по дороге их ладью разграбляют печенеги, и Алекша вновь остается один.
Владимир, утомленный грабежами и походами, пирует в Новгороде, но по подстрекательству Кривжи выступает на Киев. Князь убежден, что Ярополк погубил их третьего брата, Олега, и теперь хочет его собственной смерти. Алекша, наткнувшийся на лагерь дружины, хочет предупредить князя о предательстве жреца, но Кривжа велит привязать мальчика в лесу на сьедение зверям. Ольга, дочь воеводы Добрыни Никитича, помогает Алекше бежать.
Владимир вступает в Киев с боем и дерется на поединке с братом. Ярополк пытается обьясниться и решить дело миром, но его убивает рыжий варяг Олаф. Владимир в ужасе от того, что сотворил. Он пытается обьединить племена и заручиться поддержкой богов, принеся им жертву. Но идола Перуна, воздвигнутого нечестивым Кривжей, раскалывает молнией. Едва собранные племена вновь разбредаются.
Тем временем, Алекша живет у подобравшего его деда-лесника Бояна, отца двух амбалов-дружинников Хотёна и Коснятина. С Бояном они ведут добродушные религиозные диспуты: лесник рассказывает о боге Роде, которому поклоняется, а Алекша говорит старику об Иисусе. Волей случая, мальчик спасает жизнь царевича Гияра, сына хана Кури. Печенеги наводняют округу, здоровяки Хотён и Коснятин попадают в комичную стычку с ними.
Увлеченный погоней за кабаном на охоте, Владимир заблудился в лесу. Там он встречает Алекшу, но на мальчика нападает дикий бык, и, защищая его, князь теряет сознание от удара. Пока князь лежит без чувств, избушку окружают печенеги, приведенные Кривжей, который превращается в медведя. Боян борется с магией Кривжи, взывая к Роду, воплощённому в гигантском дубе. Когда Владимир приходит в себя, он вызывает Курю на поединок и честно побеждает его. Ставший ханом юный Гияр велит печенегам отступить. Кривжа, пытаясь убить князя и Алекшу, гибнет от кары преданых им богов. Довольный Владимир возвращается в Киев, радостно выслушивая рассказ Алекши о будущей невесте князя, принцессе Анне.
Роли озвучены Князь Владимир — Сергей Безруков Алекша, мальчик из Новгорода — Томас Шлеккер Кривжа, жрец-ренегат — Александр Баринов Добрыня Никитич — Дмитрий Назаров Олаф Рыжий — Владимир Гостюхин Ярополк — Анатолий Белый Ольга, дочь воеводы — Лиза Мартиросова Боян — Лев Дуров Хотен и Коснятин — Алексей Колган Император Византии — Владимир Антоник Цесаревна Анна — Ирина Безрукова Анастасий, греческий путешественник — Василий Дахненко Хан Куря — Юрий Беркун Гийяр, печенежский мальчик — Николай Расторгуев-мл. Эпизодические роли — Никита Прозоровский и др (в титрах и на сайте не указаны).
Историчность и концепция
Фильм рассказывает о реальных событиях на Руси X века в романтизированной форме. Хотя в сценарии присутствуют многие реальные персонажи, такие, как исторический варяг Олаф Трюггвасон, часть событий изменена или пропущена. Фильм в значительной части базируется на былинном образе князя Владимира и его эпохи. Завоевательные походы Владимира и его дружины в фильме присутствуют, но показаны кратко и без подробностей. В фильме также отсутствует первая жена Владимира, Рогнеда, не упоминается о завоевательных походах князя Ярополка, который показан сугубо положительным персонажем. Пропущено усыновление Владимиром Святополка. Нашествие печенегов, фигурирующих в фильме как главная враждебная сила, перенесено на более ранний период.
Образ Владимира показан положительным, хотя и более пассивным, чем реальный прототип. Радикальные решения - свержение брата, поворот к Христианству - кино-Владимир предпринимает под влиянием второстепенных, в основном вымышленных персонажей - жреца Кривжи, мальчика Алекши. [3] Образ Добрыни Никитича, воеводы и старшего наставника князя, ближе к историческому, нежели к былинному.
Важную роль в фильме играет Христианство, в которое обращается один из главных героев, Алекша, и склоняет к нему других персонажей. Из-за этого фильм обвиняли в религиозной пропаганде.[4] [5] Однако и язычество показано в целом положительно: языческие боги отказываются принять жертву от злодея Кривжи, но приходят на помощь Бояну, попавшему в беду.[5] Боги, а также колдовство и превращения, в фильме активно действуют и сосуществуют с историческими событиями и персонажами, подчеркивая былинный характер рассказа.
СКАЧАТЬ
|